Bioshock: infinite — бесконечный биошок

Bioshock от Кена Левина — это всегда шедевр, но в этот раз маэстро превзошел себя

Не так давно вышла игра, взорвавшая разум многих геймеров современности, а именно Bioshock Infinite. Жаркие споры по поводу концовки не смолкают до сих пор, честно сказать, не помню, какая еще игра вызывала такой общественный резонанс. Я не буду оригинальным и в этой небольшой статье расскажу свое понимание последнего Биошока и его нашумевшей концовки. Разумеется, стандартное предупреждение: ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!

Общие впечатления

Bioshock Кена Левина – это не просто игра, это культурное событие. Сюжет этой прекрасной, глубоко драматичной истории может дать фору многим современным книгам и фантастическим книгам. Игровая механика, совмещенная с запутанной и трогательной историей творит чудеса. Сюжет повествующий о семейных ценностях, борьбе с самим собой, бунте угнетенных и ужасах тоталитарной секты завораживает.

Как трогает поведение Элизабет в некоторых моментах. Мы привыкли, что напарник в игре – немая пушка, которая бегает рядом и, в лучшем случае, не застревает в текстурах. Здесь же – полноценная личность, которая может мечтать, смеяться, злиться, страдать, быть лучшим другом и близкой душой, ранить и утешать, поддерживать в трудную минуту. Она поет беднякам и сострадает убийцам, взламывает замки и пространство со временем. Чего стоит одна только встреча с главным героем, когда очаровательная девушка замахивается на него томиком «Квантовой механики».

Юная девушка, выросшая в заточении – принцесса в башне из множества историй. Она растет на глазах и на протяжении игры переживает самые различные метаморфозы личности. Нам показывают ее в различных образах, используя теорию мультивселенной. Вот перед нами юная мечтательная девушка, вот тиран, продолживший дело пророка, вот мудрая провидица.  Элизабет — главное сокровище Bioshock: infinite.

Bioshock Infinite - Элизабет

Религия

Для меня, как для миссионера, безусловно, важна религиозная составляющая игры. Признаться, я побаивался, что эта вещь оскорбит мои религиозные чувства и даже читал подобные отзывы. Но правда в том, что Колумбия – Новый Эдем, как называют её жители, самая настоящая тоталитарная секта. Пророк – не более чем мошенник, подглядывающий свои пророчества в разломы миров, созданные Элизабет. Из голософонов нам прекрасно известно, как относится этот «святой» к людям. Чего стоит хотя бы высказывание «Свободы достойны только белые люди».

Другой показательный момент – это молитва солдат. Даже когда является главный герой – они становятся на колени и слушают Пророка, вместо того, чтобы обороняться. Когда в них стреляешь, они лишь просят покойную жену пророка защитить их и никак не сопротивляются, мозги промыты просто до предела. Грустно, что, судя по комментариям на форумах, люди не поняли, что речь идет о секте.

Впрочем, радостно, что уже вторая современная игра (Под первой я имею ввиду Dead Space, который дал порядочного пинка саентологам) поднимает проблему сект. И раскрывает эту тему очень тонко. Bioshock: infinite иллюстрирует, как Рай, созданный людьми, обращается кромешным адом, как под личиной добра таится зло, а за видимой праведностью – жажда наживы.

Как играть

Call of Duty, Medal of honor, Return to the castle of Wolfenstein – все эти прекрасные игры построены на принципах рельсового шутера. Играя в шутер, мы привыкли к принципу: беги-стреляй, укрывайся и следи за патронами с аптечками. Все перечисленные мной игры могут похвастаться неплохим сюжетом, хорошей игровой механикой, но в Bioshock так играть нельзя. Мне кажется, основная проблема людей, которые не поняли финала в том, что они не прошли игру, а пробежали.

Но в огромной Колумбии важно заглядывать в каждый закуток, обшаривать каждый тайник в надежде отыскать не только деньги, но и личные дневники героев, так называемые «Голософоны», которые содержат кусочки финальной картины. Кроме того, заметил интересную особенность: некоторые важные для сюжета разговоры между Букером и Элизабет происходят именно в таких закутках.

Кен Левин учит современного геймера запоминать детали, его гениальное произведение – это мозаика, которую нужно собирать по кусочкам, осмысляя каждую крупицу полученной информации и прилаживая её на нужное место сюжета. По правде сказать, Bioshock infinite по ощущениям очень напомнила мне фильм Алана Паркера «Сердце Ангела».

Соотношение с предшественниками

Bioshock Infinite - Соловей

К сожалению, нередко а обсуждениях приходилось видеть две крайности: одни утверждали, что Bioshock Infinite совершенно новая игра, к которой просто прикрутили известный лейбл, чтобы продавалась лучше, другие же пытались понять её в отрыве от всей серии. А ведь во втором Биошоке можно было услышать песню соловья – и это явно не случайность. Я полагаю, Колумбия – это отражение подводного «Восторга». Обычно небо отражается в воде, тут же мы видим, как дно морского океана отразилось в небесах. Теперь поговорим о персонажах, которые также во многом являются отражениям своих подводных оригиналов. Вот, какая табличка нарисовалась у меня:

Герои Bioshock Infinite Bioshock 1,2
Букер Само-собой Джек из первой части. На это намекает и то, что дважды он посетил маяк, а во-второй раз и вовсе оказался в Восторге. Также и его связь с Комстоком отчасти напоминает связь Джека с Райаном.
Элизабет В Элизабет мне видятся сразу два образа:  в самом начале эта милая девчушка напоминает маленькую сестричку из первой части, которая, хотя и не собирает АДАМ, но все же её способности также бесчеловечно используются Комстоком.

Ближе к концу она напомнила мне Элеонору Лэмб из второй части – мудрая старшая сестра, которая вырвалась из власти тирана и прозрела.

Сокол А это как раз большой папочка. Причем в  начале из первой части, тупая машина, живущая лишь заложенной функцией защиты «сестрички», а в конце – этот самый добрый Дельта из второй игры, который, освободившись от психологической власти тирана помогает «дочери», жертвуя собой. Кстати и сцена смерти соловья – отсылка к эпилогу второго Биошока.
Комсток Некая смесь Эндрю Райана и Софии Лэмб. От первого – низость и эготеизм, от второй – сектантсткая подоплека. Вспомните, ведь и у Лэмб во второй части были алтари. Причем идея-то также как и у Райана была блага, но потом внутренние недостатки поработили его.
Финк Фрэнк Фонтейн в чистом виде, торгаш лишенный всяких идеалов и совести. В отличие от Комстока он видит в Колумбии не прекрасный город, творение, а лишь способ наживы (вспомните, что он дерет 50% зарплаты своих работников и тырит музыку через пространственно временные разломы). Кроме того в реальности Восторга разработкой плазмидов занималась фирма Фонтейна, этим же в колумбии занимается Финк.
Фицрой Разгадать её образ совсем не просто. Мне кажется, это опять же одна из сторон Фонтейна, худшая, которая под видом борьбы за свободу и против тирании, навязывает свои идеи.
Слэйт Стэнли Пул – он тоже сражался с Дельтой волей обстоятельств, хотя испытывал к нему глубокое уважение. Также и Слейт уважает Букера, однако вынужден сразиться с ним, ради достойной смерти.
Лютесы Тенненбаум помноженная на два. Лютесы открыли разрывы, Тенненбаум – Адам, Лютесы забрали Анну и проводили над ней опыты, также Тенненбаум поступала с сестричками.

Загадки и отгадки.

Труп в маяке

Полагаю, это один из Букеров. Мы ведь помним что Лютесы всю игру отслеживают успехи Букера и с самого начала спорят выйдет ли у этого Букера, 123-го по счету, хоть что-нибудь. Собственно, они его в маяке и грохнули, только им может принадлежать высказывание «не разочаруй нас», написанное кровью. Понял я это, когда Роберт Лютес оказался тем человеком, кто приходил требовать долг в видениях Букера. Мы помним, что по ходу видений он говорил весьма жесткие вещи, так что на убийство вполне способен. Одним из доказательств вины в юриспруденции считается наличие мотивы, какой же мотив был у Лютесов?

Вполне очевидный: они – ученые, заварившие всю эту кашу с разрывами в пространстве и времени, они уже 122 раза видели одни и те же события. Попробуйте представить, что какой-то день вашей жизни (причем один из самых паршивых) будет повторяться 122 раза подряд – спятить можно, вот они и грохнули прежнего Букера в состоянии аффекта, придя в ярость от собственного бессилия изменить что-либо. Но кто они такие сами по себе?

Лютесы

Bioshock Infinite - Лютесы

Это один и тот же человек из разных реальностей, которые имеют различие в одну хромосому и относятся друг к другу, как брат и сестра (Найденные голософны) – в одной – это мужчина, в другой – женщина. То есть, открыв существование разрывов, Розалинда наткнулась на саму себя мужского пола. Не менее интересный момент, что по сути они – приведения, поскольку мы знаем, что Финк убил их по приказу Комстока. Как же получилось так, что они живы? Мне кажется, они каким-то образом вырвались из принадлежности к конкретной реальности (как и Элизабет в конце), и потому могу появляться в любой момент в любой реальности. То есть по-настоящему, они могут обитать там же, на перепутьях тысяч маяков.

Собственно, этим объясняется и их возможность появляться из ниоткуда, и то, что, несмотря на свою смерть и призрачность, они могут взаимодействовать с реальными предметами.

Архангел

Был ли Архангел Колумбия, который явился к Комстоку? Я полагаю, что не было никакого Архангела, это просто средство управления людьми, подчеркивающее его «святость». Крючок для наивных людей, способ заставить подчиняться «святому».

Крещение и утопление Букера

Многие не могут понять, почему Элизабет в конце топит Букера. Ответ в самом начале игры. Там можно найти аудиодневник (голософон) Комстока, где тот говорит приметно следующее: «В купель входит грешник, а из нее выходит праведник – кто же тогда под водой? И тот, и другой». Действительно, крещение есть духовное перерождение и утопив Букера, Элизабет не позволяет появиться Комстоку. Правда тут есть два но:

1.Букер принимает крещение, когда только попадает на Колумбию. (Его можно считать не действительным, поскольку крестят его не во имя Христа, а во имя Комстока, отцов основателей и абстрактного Бога).

2.Если Букер погиб во время этого второго крещения, то кто тогда сидит в его конторе? Букер из последней заставки спрашивает: «Анна?» и мы понимаем, что перед нами тот самый Букер, который был в Колумбии, значит он не погиб. (Вовремя вытащили??). Возможен также вариант, что Комсток ошибся и Букер в купели не погиб. В тот момент, когда появился Комсток. А самого Букера, не принявшего в итоге крещения выплюнуло в реальность, где он не продал дочь за долги.

Последняя идея кажется мне более-менее логичным хепи-эндом. Более того, поскольку Элизабет откатило время до момента крещения Букера после Вундед-Ни, то эта смерть Комстока равноправна для всех реальностей, иными словами, это был переход уже не в пространстве, а во времени, потому он действенен для всех пространств в отличие от иных переходов, которые мы видели в игре. И вот как раз за счет того, что переход был совершен во времени, Комсток умер во всех пространствах, во всех реальностях, а не только в этой. Собственно подтверждение этой версии можно найти и в словах Элизабет, которая говорит, что нужно вернуться к началу, и в словах Букера, о том, что нужно удавить мерзавца в колыбели и в словах Лютесов. Помните, они ведь постоянно говорят: «Почему он постоянно спрашивает «Где?», если правильный вопрос «Когда?».

Bioshock infinite А есть ли девочка? (ФИНАЛ)

Я считаю, что финал Bioshock infinite такой: Комсток умер во всех вариантах реальности, Букер не проиграл Анну в карты, поскольку во всех реальностях Комстока больше нет и проигрывать некому. Значит – дочка в кроватке и все закончилось хорошо. Да, Букер беден, он пьет, но он с дочкой, а значит у него есть смысл жить.

 

Тэги: