Поэт Александр Меркушев

We happy few – а ты уже принял дозу позитива?

We happy few уже упоминалась  в моем личном топе ожидаемых игр после E3 2018. Игра вышла 10-го августа и вот, спустя почти три недели, я ее осилил. Теперь спешу поделиться мыслями.

We happy few – социальнозначимый шедевр.  По обилию багов проект может посоревноваться с играми 2000-х. Персонажи застревают в текстурах, предметы не всегда активируются из инвентаря, NPC порой ходят по воздуху. (А уж если оглушенный упадет между столом и стулом… ммм… такого брейк-данса я не видел давно). Но это неважно, потому что здесь есть два фактора за которые игре хочется простить все. Сюжет и жесткое, бескомпромиссное обличение современных общественных тенденций.

Сюжет

Действия игры разворачиваются в альтернативной вселенной, в вымышленном городе Веллингтон-Уэллс, что располагается на нескольких островах. На дворе 1964 год, раны от второй  мировой все еще свежи на теле Англии. Им не дает затянуться повсеместная разруха,  упадок и воспоминания о страшных преступлениях военного времени. Правительственные структуры изобретают волшебный наркотик – «Радостин». Одна таблетка – и весь мир начинает играть живыми красками. Появляется неземных красот радуга, улочки залиты светом, прямо перед лицом порхают бабочки и мир кажется раем земным.

Чтобы  ненароком не вызвать у окружающих негативных эмоций, все должны носить белые улыбающиеся маски. Кроме того с экранов, развешенных тут и там, вещает дядюшка Джек – местный аналог большого брата. Разумеется, лейб-мотивом его передач является польза Радостина. Казалось бы, идиллия. Но существует враг, который для этого общества, пострашнее  немцев – отказчики.

Отказчиками  здесь именуются те, кто отказывается принимать таблетки счастья и видят мир в реальных тонах. Местный райский сад утыкан детекторами, которые проверяют содержание радостина в крови. И, в  случае чего, оповещают полицию и всех вокруг о наличии отказчика. А дальше… если не удается насильно осчастливить человека дозой, путей у него остается немного: либо его забьют насмерть улыбчивые фанатики, либо выгонят из города, объявив отбросом общества.

Поскольку игра вышла совсем недавно, я постараюсь максимально воздержаться от спойлеров и расскажу лишь завязки сюжета и свои впечатления от игры. Очень надеюсь, что вы сможете урвать игру на распродаже. Почему на распродаже – читайте дальше.

We happy few – герои

Игра We happy few разделена на три акта. Каждый из них рассказывает историю одного из героев.

We happy few. поэт Александр Меркушев

Артур Гастингс

Начинаем мы за Артура Гастингса – необычного редактора газеты. Его работа которого заключается в том, чтобы отсматривать статьи и определять, какие из них можно читать, а какие нет. Любая статья с не позитивной информацией тут же должна вымарываться и помечаться, как запрещенная к публикации. Будь то сообщение о катастрофе или серии убийств. Эта работа — несомненно, первая отсылка к роману Джорджа Оруэлла «1984», где Уинстон Смит – главный герой романа – также отсматривал и исправлял старые газетные статьи, правда, в политических целях.

Однажды герой игры натыкается на старую статью о себе и своем брате. Совместное фото пробуждает в нем нерадужные воспоминания о невыполненном обещании. Здесь игроку предлагается выбор: принять Радостин и погрузиться в мир грез или отказаться, и посмотреть на реальность без прикрас. Если игрок выберет первый вариант – игра тотчас закончится.

За Артура играть проще всего, поскольку он достаточно крепок и умел в крафте, геймплей даже вначале не вызывает особых трудностей. Эмуляция реальной жизни в виде чувства голода или жажды  здесь выглядит достаточно раздражающе, поскольку не имеет решающей роли. В этом акте довольно сложно помереть с голоду или от недосыпа, поэтому индикаторы скорее отвлекают от сюжета, чем заставляют вжиться в образ героя.

Таким образом, через историю Артура, нас знакомят с двумя другими игровыми персонажами – Салли и Олли.

Салли Бойл

Салли. We happy few. поэт Александр Меркушев

Салли – второй игровой персонаж We happy few, как вы уже поняли, следующий акт рассказывает ее историю. Героиня — талантливый химик и, в прошлом, любимая девушка Артура. Она — мать-одиночка в мире, где запрещено иметь детей, и на этом во многом завязан игровой процесс. Жизнь Салли – сущий кошмар, она должна одновременно заботиться о ребенке, снабжать коррумпированную полицию наркотиками и разбираться с внутренними демонами.

Играть за Салли значительно сложнее, потому что миниатюрная девушка дохнет с двух плевков, наносит меньше урона и, по началу, не может бесшумно вырубать противников, подкравшись к ним сзади. Геймплей очень точно передает ощущение загнанности и замотанности. Пожалуй, приведу пример. От Салли требуют партию элитного радостина, при этом она остается без молока для ребенка. Пока она достает молоко — в лаборатории случается пожар. Полицейские недовольны отсутствием элитного радостина и волокут ее в участок на допрос. Отпускают ее ночью, когда на дворе уже комендантский час, следовательно добраться до дома не так уж просто. Придя домой, она обнаруживает пожар в своей лаборатории, а дочка все еще хочет есть.

Весь этот акт пронизан чувством замотанности и загнанности. Тебе нужно успеть огромное количество дел за весьма короткое время, плюс ребенок требует постоянного внимания и ухода. В этом акте есть интересная система штрафов – если ты плохо заботишься о ребенке – инвентарь заполняют камушки с надписью «Груз вины», которые замедляют персонажи и мешают носить необходимые предметы. Единственный способ избавиться от этого груза – позаботиться о ребенке. Казалось бы, какое просто решение, однако, я подобное в играх встречал редко. На ум приходит, разве что Silent Holl 2, где стиль игры определял концовку.

Стоит также отметить, что при прохождении за Салли сцены их встреч Артуром выглядят по-другому. На мой взгляд, это все же недоработка. Мне потребовалось некоторое время, чтобы найти логичное объяснение таким нестыковками и оправдать игру (А её хочется оправдывать). Вероятнее всего, эти нестыковки истории – последствия долговременного  принятия Радостина. Как нам известно, он влияет на память и восприятие, приукрашая все события. Поэтому Салли было удобно видеть, что Артур не прав, а ему наоборот. В любом случае, могли бы пояснить это  более явно.

Впрочем, благодаря такому подходу к повествованию, разработчику получают возможность достраивать некоторые сцены, как бы складывая мозаику. Например, играя за Артура мы посещаем воинскую часть в которой солдаты без сознания. Почему? Что произошло? Непонятно. Зато играя за Салли, мы приходим в эту часть хронологически раньше и можем проследить развитие событий.

Олли

Олли. We happy few. поэт Александр Меркушев

Олли Старки – пожалуй, мой любимый персонаж. Он — бывший военный, который потерял родную дочь Маргарет и сошел с ума от горя, не в силах принять ее смерть. Когда немцы забирали детей, она пыталась убежать и была расстреляна. Герой не может принять это потрясение и продолжает общаться с ее призраком, которого, конечно, видит только он. В отличие от других героев, он вовсе не собирается бежать из чудесного города, его цель —  благородная месть.

Герой искренне и глубоко ненавидит дядюшку Джека, который, по его словам, во время войны сотрудничал с немцами и пропагандировал фашистские лозунги по радио. Он  хочет открыть людям глаза на то, как они живут, на то, что все их общество прогнило и увязло во лжи. А финал этой истории пробрал меня до костей, это тот финал, который способен поставить скромный инди проект в один ряд с такими шедеврами, как Bioshock: infinite или Hellblade: Senua`s sacrifice.

Признаться, финал истории ставит меня, как автора, в сложную ситуацию: с одной стороны, игра вышла совсем недавно и спойлерить финал – не лучшая идея, с другой – без его описания, все мои восторги от игры не выглядят оправданными. Поступим так: я выделю спойлер отдельным блоком текста, если планируете играть – просто пропустите его.

В конце выясняется, что Маргарет была дочерью дядюшки Джека, он не мог представить себе жизнь без дочери, и потому спрятал ее. Но кто-то сообщил об этом, и она побежала, за что и была немедленно расстреляно. Сдал девочку их добродушный сосед, ветеран войны, Оливер Старки. Он не думал, что в ребенка станут стрелять, но они стали. Олли не мог жить, сознавая, что он сделал и отправился к Салли Бойл, чтобы та помогла ему найти способ забыть.

Поскольку у Олли была непереносимость Радостина, Салли дала ему некий экспериментальный препарат и его разум повредился. Его воспоминания перепутались и создали альтернативную историю, в которой он был несчастным отцом, а Джек – предателем.  Он просит прощения у Маргарет, но та справедливо замечает, что время раскаяний давно прошло. Она просит запустить последнюю запись ее отца в эфир. Олли делает это и Маргаретт прощает его.

Дальше нам показывают трогательную сцену их расставания: «Олли, ты прошел через страшную войну, тебе уже поздновато иметь выдуманных друзей» — говорит ему девочка. Он чувствует, что, наконец, может простить   себя и жить дальше без необходимости цепляться за прошлое.  Видя, запущенную им запись, люди  повсеместно перестают принимать Радостин. Так великий подлец становится спасителем этого погибающего города, а безумец превращается в нового пророка. Олли же улетает на воздушном шаре в форме головы дядюшки Джека.

«Сегодня нихера не славный день! Сегодня охеренно поганый день, козлы!» — кричит он и начинает мочиться с воздушного шара на этот мир лживой радости.

Геймплейно игра превращается в откровенный экшн, Олли – классический танк – сильный, большой и грозный. Ему сложнее прятаться, зато пережить открытое противостояние с ним способны немногие.  Поскольку Олли не может принимать Радостин – ему сложно находиться в городе, на него тут же начинают нападать.

Кроме того Олли страдает сахарным диабетом, уровень сахара – отдельный параметр, который игроку необходимо держать в норме, не позволяя ему слишком повыситься или понизиться. Если сахар повышен или понижен герой становится более агрессивным, но удары будут значительно слабее. Пожалуй, только в этом акте игры задумка с выживательными элементами перестает казаться пятым колесом, прикрученным разработчиками «чтобы было».

Арт-стиль We happy few

We happy few – красивая игра. Разработчики умело маскируют скудность графических технологий рисовано-мультяшным стилем. Мир под Радостином очень напоминает Колумбию из Bioshock: infinite на минималках. Стиль же реальной мрачной версии города во многом вдохновлен первыми частями Bioshock – темные грязные улицы, странноватая техника, гнетущие и давящие тона. В этой версии города даже улыбчивые белые маски выглядят жутковато.

Отдельно хочется отметить экраны смерти – они здесь оформлены в виде газетных статей. Вы  же помните, где работал наш первый протагонист? Так вот и в этих статьях о смерти героев всячески избегается любая негативная информация, об этом событии пишут, например «Уехал в отпуск».

Описания навыков местами выполнены в чернушно-саркастичном стиле, что не могло не порадовать старого циника.

В городе графика воспринимается в целом нормально, но стоит оказаться на просторах Садов… да, на открытой местности стилизация уже не работает и глядя на угловатые растения, я ловил себя на воспоминаниях о Gothic 2, а это все же 2002-ой год

Баги

Техническая сторона игры, мягко говоря, оставляет желать лучшего. На некоторых компьютерах она просто не запускается, на других – ужасно глючат текстуры. Порой эти глюки похожи на нехилые скримеры. Бежишь себе спокойно по улочкам, никого не трогаешь и тут прямо перед тобой резко спаунится бабка в белой улыбающейся маске – вздрагиваешь. В определенный момент патрульные начинают носить противогазы, попробуйте подкупить их вискарем – не пожалеете, зрелище того, как доблестные блюстители законы хлещут виски прямо через противогаз, незабываемо. Иногда герои начинают ходить по воздуху, в такие мгновения в памяти звучит известная песня:

А учили меня летать,
Те, кто к камню прикован цепями.
А учили меня любить
С провалившимися носами.

Пикник «А учили меня летать»

Порой персонажи не успевают за анимацией. У меня Салли сложила руки так, будто взяла ребенка и повернулась, а после этого ребенок поднялся в воздух и повторил траекторию движения ее рук.

Но, несмотря на такие жуткие баги, игра цепляет не на шутку.

Аллюзии

We happy few является одновременно  приквелом и развитием идей «1984-го» Оруэлла.

Игра очень часто косвенно ссылается на роман. Тут тебе и Большой брат в виде дядюшки Джека, и идейные враги в лице отказчиков, и тотальный контроль личности. Например, жители не должны иметь детей, для этого в волшебные таблетки добавляют противозачаточные. Вся пресса так же контролируется на предмет непозитивных новостей, что несомненно тоже является способом контроля личности. Все решает высший совет, а у простого человека нет права на элементарные свободы. Все кругом, весь мир подчинен нелепым законам, выдуманным кучкой наркоманов, что может быть хуже? Приведу пример. Человек выходит из дому, забыв документы, а потом месяцами не может попасть домой. Почему? Потому что полицейским приказано никого не пускать без пропусков. И не важно, что до того как стать патрульными, они работали у этого человека. Дикость? А там это обычное дело.

Идея таблетки от всех проблем, разумеется, отсылает нас к роману «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Там, напомню, психологические проблемы решались приемом Сомы. Сома – безвредный наркотик, который, однако, убивал употребляющих его к шестидесяти годам.

О стилистических отсылках я говорил выше

Локализация

Странно затрагивать тему локализации в 2018-м году. Ну, правда, давно вымерли Седьмой волк, Фаргус, и прочие «самоделкины». Да и игры  на дисках сегодня встретишь не очень-то часто, потому что сейчас эпоха интернет-библиотек. Чтобы не вызвать бурю в стакане, поясню: я играл в официальную steam-версию игры. И что я получил? Эпилог за Артура, являющийся частью полного эпилога игры не переведен на русский вообще. Имена персонажей переведены наполовину (например, констебль Lewis, или миссис Hope). Блин! Игра продается за 2000! А! В диалогах тоже проскакивают фразы на английском.

Вывод

We happy few –  несомненно, шедевр. Угловатый, кривой, местами недоделанный и недопереведенный, но все-таки  шедевр. Она затрагивает важнейшие вопросы, критикует порочные социальные тенденции и заставляет игрока думать. Игра обличает современное общество,  четко сформулировав современную позицию в отношении правды «Правда — это враг счастья».  Пожалуй, она станет очередным положительным примером в бесконечных спорах о том, являются ли игры искусством.

Моя оценка We happy few – 9,5 из 10.


Поделиться: