Hellblade: Senua`s sacrifice Скандинавское безумие

Hellblade  больше чем игра. Это культурно-социальный феномен.

Давно не писал ничего в свой блог, а вот с обновлением сайта решил и пару новых статей выложить. Сегодня я расскажу об удивительном социально-культурном феномене. Hellblade: Senua`s sacrifice вышла 8 августа 2017 года. Пройдена она была за два дня, благо геймплей длиной в 8 часов вполне располагает к быстрому и плотному прохождению.

Главная героиня Hellblade — кельтская девушка Сенуа, страдающая острым психозом. Психоз – это не конкретное заболевание, как думают многие, это группа симптомов, характерных для разных психических расстройств – и феномен слышанья голосов, и зрительные галлюцинации. Психоз может включать массу всего.
События игры развиваются в 9-м веке, когда пикты – народность кельтов – были уничтожены набегами викингов, не знавших пощады. Сенуа – молодая девушка, ставшая гельтом, изгоем, из-за своей способности слышать голоса духов (разумеется, в то время никто не знал о существовании психических расстройств). В своем изгнании она знакомится с Друтом, старым дураком, изгнанным за трусость на поле боя.

Он много лет провел в рабстве у северян и прекрасно изучал их легенды, которыми и поделился с главной героиней. Сенуа возвращается из изгнания в родную деревню и видит, что она выжжена набегом северян, а ее любимый казнен самым жестоким способом, принесен в жертву скандинавским богам.

Кельты считали голову вместилищем души, потому Сенуа отрезает голову возлюбленного и берет ее с собой в опасное путешествие. Она решает спуститься в глубины Хельхейма, скандинавского ада, чтобы просить у его владычицы Хель душу своего любимого.

Вся эта история тесно перекликается с легендой о смерти Бальдара, одного из богов скандинавского пантеона. Там тоже все живое скорбило и просила Хель вернуть его к жизни.

Такова завязка Hellblade Senua`s sacrifice. Не буду пересказывать сюжет, так как очень надеюсь, что мои читателя не пожалеют восемь часов на шедевр

Игровой процесс Hellblade

Начиная играть в Хеллблейд, нужно сразу понимать, что это не слэшер. Helllade — это не Dark Souls, и не Devil may cry. Да, у главной героини есть меч на поясе, да иногда она будет пользоваться им по назначению, но эпизодов сражений очень мало. Есть одно испытание, в котором на протяжении сорока минут вообще не нужно сражаться.

Немалую часть игрового процесса занимает поиск скандинавских рун в окружающей среде. В определенные моменты игры вы просто утыкаетесь в закрытую дверь, на которой нарисованы скандинавские руны и вам нужно найти их в окружающей среде, в прекрестьях деревьев или прямо на земле. В игре присутствуют подсказки, которые не позволят вам потратить на поиски рун много времени.

Это геймплейное решение не случайно, таким образом игра художественно осмысляет феномен апофении. Апофени́я — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Этот симптом сопровождает некоторые психические расстройства. Главное, что нужно понять – Hellblade — это не совсем игра, это скорее чувственная арт-инсталяция, которая не боится затрагивать глубокие социальные темы.

Премия BAFTA даже создала ради нее специальную номинацию – «Игра не просто как развлечение», а ней будут состязаться проекты, затрагивающие социальные и общечеловеческие вопросы. Спустя какое-то время я читал отзывы профессиональных психиатров, которые говорили, что именно Hellblade максимально точно и полно изображает психоз.

Не случайно к работе над игрой были привлечены ученые психиатры и неврологи из Кембриджского университета и их пациенты, о чем можно узнать из документального фильма о создании игры. В отличие от American McGee’s Alice здесь нет гротеска. Впрочем, игры не соревнуются за пальму первенства, они скорее говорят об одном и том же разными языками, использую.т разные средства выразительности.

Графика

Игра Hellblade – один из красивейших проектов современной игровой индустрии. Учитывая скромный бюджет, потраченный на разработку, диву даешься, как Ninja Theory удалось создать графический шедевр такого масштаба.

Сенуа – главная героиня игры – проработана до мелочей. Ее мимика, анимация движений, характерных для психически больного человека, поражают ум. Она, пожалуй, самый живой персона, которого мне довелось видеть в компьютерных играх. Ей удалось даже преплюнуть Элизабет из Bioshock: infinite.

Конечно, в этом есть немалая заслуга Мелины Юргенс (Melina Juergens), которая никогда не была профессиональной актрисой. Простой видеомонтажер, она смогла выдать игру такого уровня, что не каждому профессионалу по зубам. Ее Сенуа веришь, причем веришь с первого взгляда до финальной сцены. Другие персонажи представлены в виде расплывчатых галлюцинаций, что видимо позволило небольшой студии сфокусироваться на детальнейшей проработке главной героини.

Hellblade поэт Александр Меркушев

Звук

В Hellblade: Senua`s sacrifice нужно непременно играть в наушниках. При создании игры бинауральный метод записи звука. При этом методе делается слепок человеческой головы, в этом слепке просверливаются анатомически верные ушные проходы и в них помещаются микрофоны. За счет этого звук становится действительно обьемным.

При таком методе записи слушатель способен почувствовать, где находится источник звука. В игре этот метод записи использован для передачи голосов в голове главной героини.

И эффект действительно потрясающий. Через несколько часов игры появилось ощущения, что голоса звучат не в голове Сенуа, а в моей собственной. Разумеется, в тот же момент я выключил игру, и вот проявился социальный подтекст: мне подумалось: это я могу вот так вот выключить игру и пойти отдыхать, а ведь есть люди, которые живут в этом неумолкающем кошмаре десятилетия.

Итог

Hellblade: Senua`s sacrifice – несомненный шедевр, который заставляет задуматься об очень многих- глубоких вопросах: что есть болезнь? Что есть любовь? Нужно платить за нее жизнью? Каков наш внутренний мир, откуда в нем берутся чудовища? Мне столько хочется сказать о гениальном финале, объяснить его для тех, кто не понял (а были и такие), но этим я испорчу вам впечатления от самой игры. Я искренне убежден, что в эту игру должен поиграть каждый.

П.С, для геймеров: если не знаете, с какого бы проекта начать приобщать далекого от сингловых проектов человека к игровой индустрии – Hellblade – идеальный выбор, проверенно на личном опыте.

Тэги: